Мятеж не может кончиться удачей - в противном случае его зовут иначе
12 января 2005 года

10.45. В толпе вдруг заметили, что их стало еще на несколько человек больше. Причем эти внезапно обнаружившиеся люди были как раз теми, которых все и ждали: Равиль Муратов и альметьевский глава Ришат Абубакиров. Митингующими был перекрыт прямой въезд на площадь и к главному входу в здание горадминистрации, но подъезд к нему с тыльной стороны оставался свободен, там и припарковалось только что прибывшее из Казани вице-премьерское авто, а Муратов с Абубакировым вышли в народ.
Муратов слушает, что говорят люди, а они говорят об отнятом у них праве на бесплатный проезд, о неподъемных коммунальных платежах, о ничтожности размера компенсационных выплат. Главный лейтмотив: "Долой компенсации - хотим льготы!". Ришат Абубакиров объясняет стоящим вокруг, что этот главный вопрос не подлежит обсуждению, но зато накануне сформированная митингующими инициативная группа уже провела согласование других требований с управлениями муниципальных структур.
11.20. Со ступеней административного здания коротко выступил Равиль Муратов. "Будем разбираться", - обещал он, добавив, что в Татарстане таких митингов пока не было. Почему он сказал "таких не было", хотя в Елабуге "льготный бунт" произошел еще до Нового года? Имел ли он в виду то, что не было таких многолюдных (накануне на этой площади собралось более двух тысяч митингующих)? Или то, о чем поговаривают в городе, - что это первое в республике массовое мероприятие на районном уровне, в организации которого участвовали оппозиционные силы (некоторые известные в городе люди публично заявили о своем противостоянии Ришату Абубакирову)?..
Муратов приглашает людей для подробного разговора в драмтеатр, который выходит фасадом на ту же площадь. Многие потянулись в раскрытые двери театра. Одновременно инициативная группа (40 человек) вместе с Клавдией Новиковой уходит в Дом ветеранов обсуждать требования митингующих. Но многие остаются у памятника Ленину, продолжая перекрывать улицу.
12.30. В процессе разговора альметьевских "протестантов" с Равилем Муратовым впервые за все эти митинговые дни (6,10 и 11 января) из уст одного из участников акции звучит "политическое" заявление: "Глава администрации далек от народа". Если даже это правда, то в этот момент она звучит не вполне убедительно (все-таки Ришат Абубакиров и накануне, и в самый этот день общался с митингующими, в отличие от елабужского главы, который в аналогичном случае не вышел к народу, сказавшись больным) - и тема не получает развития.
14.15. Двух с половиной часовая встреча в драмтеатре закончилась. Ее участники расходятся, но полсотни пенсионеров остаются поддерживать блокаду улицы Ленина. Движение транспорта по ней не восстановлено.
15.20. Инициативная группа передает Клавдии Новиковой список 12 вопросов к власти. В их числе вопрос о бесплатном проезде. Замглавы Василий Самойлов немедленно заверил, что он решен: с понедельника всех пенсионеров возят на городском транспорте за 3 рубля, а с 1 мая по 1 октября будут возить бесплатно. Глава предложил заплатить за это предприятиям города (так же поступили в Нижнекамске).
Почему оплата жилищно-коммунальных услуг начисляется безработным и не имеющим собственного дохода гражданам так, как если бы их доход составлял 5 тыс. рублей? Почему звание "ветеран труда" теперь дают только обладателям российских наград? Ответы на эти вопросы, сказала Клавдия Новикова, вне полномочий республики. Почему детей не возят бесплатно? Это тоже вне полномочий.
Тогда инициативная группа задала самый каверзный вопрос: почему в Москве и в двух десятках регионов России региональные власти нашли возможность сохранить натуральные льготы, а у нас - нет? А г-жа Новикова дала самый утешительный ответ: если компенсации взамен льгот кого-то не устраивают, то в 2006 году можно снова получать льготы взамен компенсаций. Правда, не самые желанные альметьевцам льготы (бесплатный проезд на городском транспорте и льготная оплата ЖКУ), а только те, которые в "социальном пакете" (бесплатные медикаменты, санаторно-курортное лечение и проезд в пригородных поездах).
После этого министр соцзащиты отправилась в поселок Ямашево, чтобы там тоже встретиться с людьми.
16 часов. Завершилась открытая для прессы часть встречи Равиля Муратова с представителями местного самоуправления и руководителями муниципальных предприятий и служб в здании горадминистрации. Муратов пеняет местной власти за муниципальный монополизм в жилищно-коммунальном обслуживании ("у частников было бы дешевле") и на транспорте. Грозит прислать аудиторов в транспортные предприятия города ("пусть разберутся, почему такие высокие цены"). Говорит, что тысячам пенсионеров, находящихся за чертой нищеты, надо установить газовые и водяные счетчики на деньги бюджета (местного или республиканского - неизвестно).
16 часов. Блокада улицы Ленина прекращена. Пенсионеры расходятся по домам. Им надо отдохнуть.
Ведь в среду, т.е. уже сегодня, планировалось в 6 часов утра перекрыть автостанцию, чтобы городские автобусы не могли выйти на линию, и районный автовокзал. Сегодня множество "безлошадных" альметьевцев должны как минимум не уехать вовремя из Альметьевска или опоздать на работу, если план "протестантов" осуществится. А что у них теперь уже есть план - это больше не подлежит сомнению.
Стихийные или не стихийные вожди, безусловно, понимают, что подобной акцией митингующие вряд ли укрепят симпатии тех, кто до сих пор с сочувствием наблюдал за их общественной активностью. И безусловно, не попавшие вовремя на работу горожане не встанут в их ряды: в Альметьевске очень боятся работу потерять...
...Но, может быть, сегодня сработает другой план. Недаром ведь после ухода прессы участники вчерашнего вечернего заседания в горадминистрации остались обсуждать что-то с руководством УВД.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань".